Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Традиции и ритуалы детского дома
Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы[12]:
- Возрождаются традиционные семейные дела: вязание, вышивание, совместный просмотр ТВ - передач, обмен мнениями, игры в кругу семьи, празднование значимых событий. Особенно сближают ребят семейные праздники: встреча Нового года, дни рождения взрослых и детей, проводы в школу и др.
- Личные вещи детей находятся в индивидуальном пользовании (игрушки, одежда, чашки с именами, личные фотоальбомы).
- Совместно готовят уроки, отводят малышей в школу, что формирует ответственность старших детей по отношению к младшим.
- Фотографирование детей, оформление семейных альбомов, введение в интерьер семьи фотографий детей способствует формированию чувства семьи, родного дома.
- Организация персональных выставок родственных семей позволяет укрепить кровные связи воспитанников, раскрыть их индивидуальность.
Такой благоприятный психологический климат обеспечивает ребенку чувство защищенности в стенах дома, что особенно важно для детей, лишенных семьи.
Основная идея, которой руководствовались педагоги при разработке программы по формированию позитивного образа семьи у воспитанников, - это создание определенного реабилитационного жизненного пространства для детей, своеобразной модели семейных отношений, то есть такого образца «собственного дома» для ребенка, который мог бы помочь ему подготовиться к выходу во взрослую жизнь и обеспечить успешную адаптацию в социуме.
Важной особенностью организации жизнедеятельности в детском доме является интеграция всех служб дома (социальной, психологической, педагогической, медицинской, хозяйственной) в единую систему.

Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.