Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь
v События конца ХХ – начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническую позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарной интервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты «обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранении межконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющей идеологии.
Анализ современного отечественного религиозного поля часто сопровождается попыткой обозначить специфику, а через неё и уникальность религиозной ситуации в Беларуси. В этой связи необходимо чётко представлять, что основные характеристики религиозной ситуации в Республике Беларусь должны быть представлены в виде двух отличных друг от друга смысловых горизонтов. Первый – характеристики, которые роднят Беларусь с западным миром, прежде всего, Европой; и здесь речь может идти только о подобии отечественной ситуации, о соответствии её мировым тенденциям. Второй горизонт – характеристики, которые составляют специфику религиозного поля Беларуси, обозначают его своеобразие и задают социокультурный контекст при разработке его законодательного оформления. Приводимые ниже характеристики, предлагаемые как содержательные моменты отечественной религиозности, соответствуют такому подходу [3, с.82].
1. Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень – доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень – широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.
2. Уровень религиозности населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых "партикулярных верующих". У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественной религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется прежде всего её геополитическим положением – на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью» [22, c.7]. Религиозная пестрота – историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозности в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный рост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли за короткий срок – с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии [18, с.32].