Понятие ценностей
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека - это мир ценностей.
Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь
В-третьих, только 65,9% зарегистрированных религиозных групп имеют собственные молитвенные здания. Такая ситуация – ситуация дефицита культовых зданий – может порождать некоторую напряжённость как в отношениях религиозных групп (разных конфессий, прежде всего) между собой, так и в их отношениях со светскими властями (органами местной власти, например). История Беларуси изобилует периодами передела культовых заданий между конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог в пользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же, на волне восстановления исторической справедливости, часто несколько конфессий претендуют на одно культовое сооружение или участок земли. В-четвертых, следует указать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессий выросло с 8 до 26). Такое религиозное разнообразие возникает двумя путями. Первый путь – признание и легализация ранее запрещённых конфессий (например, униатство и некоторые протестантские течения). Второй путь – возникновение неокультов (нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось [16, с. 35].
Нетрадиционные религии привносят в практику духовной жизни Беларуси новые (часто тревожные) явления, которые связаны с сущностными характеристиками проповедуемых учений:
– ярко выраженное антихристианство и неоязычество (что, прежде всего, направлено против традиционных ценностей национальной нравственности и гуманизма):
– тоталитарный характер религиозных новообразований (жесточайшая дисциплина, насилие над индивидуальностью, беспрекословное подчинение обожествляемому лидеру и т.д.)
– агрессивные методы привлечения и удержания членов организации (активная психологическая обработка сознания человека, направленная на разрушение индивидуального, личностного начала, воспитание чувства зависимости и безальтернативности сознания и поведения);
– антисоциальная направленность вероучения (требование разрыва с семьей и близкими, уход с места учебы или работы, безвозмездный и изнурительный труд на благо общины и т.п.);
– претензии на исключительность, богоизбранность. С распространением нетрадиционных религиозных учений появляется новая характеристика религиозности
– квазирелигиозное сознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содержание такого сознания формируется на базе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль" сторонники неокультов выдают за реальную и действенную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира и человека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция их появления и распространения не может не вызывать тревоги. В-пятых, как с формальной, так и с сущностной стороны религиозные процессы в Беларуси можно охарактеризовать как составляющие одной из двух тенденций – возрожденческой и экспансионистской. В рамках первой идут процессы возрождения традиционных религиозных основ нашего общества и культуры; здесь налицо ситуация обращения к исторически сложившимся в нашем регионе образцам духовности как базе современного нормативно-ценностного порядка. Суть второй тенденции – внедрение в нашу культуру новых религиозных образцов путём активного (и часто агрессивного) миссионерства. В-шестых, конфессиональная пестрота в Беларуси имеет достаточно ярко выраженную национально-этническую окраску – заметными элементами национальной конфессиональной структуры являются поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане [8, с.115]. Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин – от православия до кришнаитов и бахаи. Но при этом христианские общины преобладают по численности. Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель – определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни [15, с.34].В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития [15, с.35].С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 [28].За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.